Головной убор
Головной убор составляет целый послойный комплекс. И состоит из белого платка (лен или шерсть), шапочки и семилопастных височных колец.
Шапочка
Основа из валенной шерсти. Покрыта тканой тесьмой, украшена бахромой. Про шапочку хочется рассказать отдельно. Это версия головного убора с бахромой, подробно исследованного М.А. Сабуровой в работе «Шерстяные головные уборы с бахромой из курганов вятичей» Советская Этнография, вып.3, 1976 год.
В данной версии тканная тесьма нашита на войлочную основу (в оригинале войлока нет). Судя по описанию находок, подклад должен быть льняной, но я попробовала без "каркаса", не получилось. Вместо льняного подклада используется белый льняной платок, тем более, что археологически он обоснован. Бахрома приделывалась на нижнюю тесьму, примитивным первым узлом в макраме. Длина бахромы 15-20 см.
Источники шапка:
1. «Головные уборы с бахромой выделяются нами в. особую группу и являются предметом исследования данной статьи. Найдены они в курганах первой половины XII и начала XIII в. к западу и северо-западу от Москвы, в долине Москвы-реки и Клязьмы. В 1924 г. близ с. Никольского Пушкинского района в кургане № 8 впервые был обнаружен женский головной убор этой группы. В состав его входили разнообразные детали.
1. Бахрома из трех ниток. Нити тонкие, крученые. Максимальная длина бахромы 20 см. Она двухцветная: красно-коричневого и зеленовато-серого цвета. По данным исследования Всероссийского художественного научно-реставрационного центра, бахрома ранее была красного и синего цвета (рис. \,3).
2. Ткань шерстяная, усложненного переплетения, известного и по позднейшим крестьянским паневным тканям. Она двухцветная, красного и коричневого топа. Размер фрагмента 7X6,5 см (рис. 1, /).
3. Ткань льняная, плотная, хорошо отбеленная. Размер фрагмента 0,5X1,5 см (рис. 1, 2).
4. Шерстяная узорная лента с геометрическим орнаментом красного и синего цвета. Элементы узора — косой крест, ромб, свастика. Ширина — 1,5 см, длина 8,5 см (рис. 1, 4).…
5. Семилопастные височные кольца; у правого виска — бронзовое, у левого — два серебряных (рис. 1, 5). К сожалению, во время раскопок не был сделан чертеж, поэтому приходится пользоваться лишь данными описания. Из него мы узнаем, что головной убор был похож на «шапку», к основе которой прикреплялась бахрома. Головной убор включал шерстяную ленту с геометрическим орнаментом, найденную «на лбу черепа вместе с вышеупомянутым кусочком холста» («ткань льняная», по определению М. Н. Левинсон -Нечаевой). По форме височных колец и комплексу вещей курган датируется серединой XII — началом XIII в….
…. Плохая сохранность тканей в археологических памятниках, быстрое исчезновение их в музейных коллекциях из-за отсутствия необходимых условий консервации и хранения, а также неточности в полевой документации приводят к ошибкам в определении вещевого материала. Сличение же описей с отчетными данными позволяет получить лишь единичные сведения о местоположении в погребениях фрагментов тканей (еще сохранившихся в музеях) и не дает возможности с полным основанием говорить об определенном типе головного убора.
Тем не менее, суммируя археологические данные по приведенным выше головным уборам, можно выяснить составные части головных уборов, их взаимосвязь и отдельные конструктивные элементы: шерстяная бахрома чаще обрамляла лицо, находилась рядом с височными кольцами и укреплялась на ленте; шерстяные ленты найдены лежащими на лбу или повязанными вокруг головы; под лентой, а также под бахромой, отмечены фрагменты тканей (лен, шерсть, полушерсть)». М.А. Сабурова «Шерстяные головные уборы с бахромой из курганов вятичей» Советская Этнография, вып.3, 1976 год головной убор арх. (остатки)
2. Изображение находки, приведенной у Левисон-Нечаевой
3. «Только при раскопках Л.А. Евтюховой в Иславском Звенигородского у. найден женский головной убор, достаточно хорошо сохранившийся, что бы понять его внешний вид. Он состоял из витой шерстяной бахромы, прикрепленной к шерстяным лентам и спускавшемся ярусами по обе стороны лица». Арциховский «Курганы вятичей» стр. 101
Источники височные кольца: (Почти вся представленная здесь и ниже ювелирка работы мастера Рыси)
1. Ажурное височное кольцо
д.Шмарово,Лихвинский уезд,Тульская область,12-13вв.,из Никольской «Земля вятичей» (первоначально опублик. Морозовой, имеются описания у Рыбакова и Арциховского)
Материал – бронза.
Кол-во: 2 шт.
2. Височное кольцо
Подмосковные курганы, 12-13вв., из публикации Виктора Вераса "У истоков исторической правды"
2 штуки – из бронзы
3. Височное кольцо
Бронзовое семилопастные височные кольца Курган № 8 близ с. Никольского Пушкинского района (рис.5 См. выше про головной убор с бахромой).
2 штуки – из бронзы
Чулки
Вязанные иглой в технике эура (финской вязки) из самопрядной некрашенной шерсти подобные чулки описаны Арциховским в «Курганы вятичей» «При раскопках А.И. Черепина в Монастыре прожского у. найдены в женском погребении хорошо сохранившиеся остатки чулок. Чулки эти доходили выше колен и были, по замечанию А.И. Черепина, вязаны из очень толстых и грубых шерстяных ниток, на одной спице, накидной петлей, окрашены в красный цвет». стр. 102
Ботинки (в работе)
Выполняются из коричневой кожи, вышивка синей шерстяной ниткой.
Гребешок
Гребень выполнен из кости (мастер Ю.Квитков) на основании найденного во Владимире 12-13вв.
Владимир 12-13вв
Новодел
Вязаный мешочек.
кошель
Вязаные кошельки упоминаются у Никольской, в "Земля вятичей" (стр.112).
Вязанные иглой в технике эура (финской вязки) из самопрядной нити, крашеной крапивой.
Нож.
Железный нож с деревянной рукояткой в кожаных ножнах (мастер В. Ленский)
«Ножи самая частая вещь в вятичесвких мужских погребений, нередки они и у женщин. Они все железные, носились у пояса. Рукояти часто деревянные, иногда железные». Арциховский «Курганы вятичей» стр. 95