\"Могилевская Хоругвь\"

Форум клуба клуба исторической реконструкции
Текущее время: 26-04, 23:27

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 14-04, 22:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10-04, 01:51
Сообщения: 135
Откуда: Могілевъ
Здислав Жигульский мл. (Zdzislaw Zygulski, Jr.), пер. с англ. Денис Гермацкий

Взято с: http://bel-knight.com/armoury/viewarticle.php?article=9

Об авторе:

Д-р Жигульски был куратором Национального музея в Кракове и профессором в Краковской академии изящных искусств. Он автор множества статей и монографий, опубликованных в периодической печати и в книжной форме на нескольких языках. Самые важные из них - "История коллекции Чарторийских" и "Про "Польского всадника" Рембрандта".

Польские крылатые гусары

Польские вооружённые силы, сражаясь на стороне союзников во Второй мировой войне, носили в виде значка символическое крыло, почти вертикальное, немного изогнутое сверху. Эта эмблема была взята из старой польской военной традиции - большие крылья из дерева и перьев были эмблемой польской гусарской кавалерии, которая образовалась в начале XVI в. Она была победоносной на многих полях сражений (особенно в войнах против Москвы, Швеции, татар и Турции) и просуществовала почти до середины XVIII в.

Изображение

Изоб № 1. Гусары в Битве под Оршой 8 сентября 1514 г., рисунок около 1520 г. (Национальный музей, Варшава).

Гусары были возрождены заново в национальных романтических легендах XIX и XX вв. и посмертно обрели репутацию непобедимости. Как и в любых других формациях разного времени и разных армий, они встречали и поражения, и победы, последние, как правило, одерживались над хорошо вооружёнными отрядами мушкетёров. Не надо путать этих гусар с легкой кавалерией исконно венгерского происхождения, которая была популярна во многих армиях (в том числе и в Польше) после XVIII в. Воинское формирование, которому посвящена статья, также произошло из Венгрии, но на польской земле оно быстро изменилось и стало удачной комбинацией восточных и западных элементов с сильным преобладанием местных традиций и новаций. В своей развитой форме это была полутяжёлая кавалерия, отличающаяся разнообразием доспехов и оружия, очень оперативная, готовая к выбору наиболее подходящей тактики для немедленного реагирования. Как правило, гусары были разделены на эскадроны по 150-200 всадников в каждом и атаковали галопом двумя линиями колено к колену, их длинные копья просто шокировали врагов. В ближнем бою они сражались холодным и огнестрельным оружием для ближнего боя, соответственно. Своими смелыми действиями они оказались лучше западноевропейской кавалерии того времени, особенно кирасиров и карабинеров, которые были более привязаны к более статичной тактике, по которой каждый солдат разряжал своё ружьё и отъезжал за эскадрон для перезарядки. Гусары также могли легко разгромить силы восточной кавалерии, поскольку вооружение восточных всадников было несовершенным и лишено огнестрельного оружия. Иконографические и письменные источники той эпохи и выбор лучших образцов сохранившихся доспехов и оружия в музеях позволяют нам получить представление о польских гусарах.

Ранние гусары

Изображение

Изоб № 2. Венгерский гусарский щит, около 1520 г. (Государственная коллекция искусства замка Вавель, Краков).
Почти до конца XV в. польская армия и вооружение были под влиянием западного стиля, но постоянные политические и культурные контакты с Востоком изменили направление развития. Система воинской обязанности дворянства была заменена на систему вербовки наёмников.

Изображение

Изоб № 3. Турецкий дели, рисунок Николоса де Николая около 1551 г.
Солдаты рекрутировались в самой стране и за её пределами. В войнах против Московского княжества и татар короли династии Ягеллонов, которые правили в Речи Посполитой, были вынуждены реформировать свои армии, чтобы позволить войскам тренироваться для кампаний в обширных степях, пересечённых заболоченными реками. Тяжёлые кавалеристы в средневековом стиле, закованные в железо с ног до головы, с тонкими копьями были практически бесполезны. В такой ситуации отряды лёгкой гусарской кавалерии, которые формировались в основном в Сербии и Венгрии во времена Маттиаса Корвинуса (Matthias Corvinus) и хорошо себя зарекомендовали в войнах против Турции, были приглашены в Польшу. В списках польской и литовской армий начала XVI в. гусары упоминаются много раз. Их описывают как конных солдат, вооружённых тонкими копьями, щитами и саблями. Термин "Racowie", которые обозначает "Сербы", часто используется в этих источниках, но также упоминаются и некоторые венгерские имена. Слово "гусары" или "гасары" в оригинале звучали как "грабители" на сербском. Эти всадники воевали не только под польским и литовским флагами, но также и за Священную Римскую Империю, изображения гусар в венгерском стиле можно легко найти на гравюрах, иллюстрирующих подвиги Максимилиана I, особенно в книгах Тоерданка (Theuerdank) и Вайскунига (Weisskunig). Одно из лучших иконографических свидетельств про гусар в начале XVI в. можно найти на масляном рисунке (изоб. № 1) по дереву размером 162x232 см, датирующемуся около 1520 г. и хранящемуся в Национальном музее в Варшаве. На рисунке изображена битва под Оршой. В этой битве 8 сентября 1514 г. совместные силы Польшы и Литвы одержали блестящую победу над армией Василия III, князя Московского. С некоторыми оговорками эта картина исторически верная, хотя неизвестный художник был склонен к нагромождению и умножению форм в его изображении доспехов и оружия. Должны быть, он был хорошо знаком с работами Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего. Польско-Литовская армия показана как состоящая из полностью вооружённых рыцарей в старом стиле, пехоты, артиллерии, легко вооружённых лучников, и новых гусаров. Московские войска полностью состоят из тяжеловооружённой кавалерии бояр.

Изображение

Изоб № 4. Польский гусар на гравюре Абрахама де Брюйна (Abraham de Bruyn), около 1587 г.

Гусары в битве показаны очень точно, с разных углов. Они маршируют по три или четыре всадника в ряд, пересекая Днепр, стреляя, сражаясь и преследуя врага. Копья - это их основное оружие: достаточно тонкие, с одинаковой толщиной по всей длине, с флажками с крестами. При атаке копья находятся в позиции "полрасстояния до конского уха", опираясь на вырез в щите или свободно. Щиты типично венгерские, сделаны из дерева, ассиметричные по форме, изгибающиеся вверх к острой точке сверху одной стороны, раскрашены в яркие полосы (но также есть рондашный выступ посередине).

Изображение

Изоб № 5. Польский гусар на гравюре Стефано делла Белла, около 1645 г.

Сабли также венгерского происхождения, к сожалению, мало изображены в непосредственном действии, в основном показаны спрятанными в большие ножны, украшенные позолоченными и посеребренными пластинками. Некоторые гусары, вероятно, офицеры имеют при себе буздыганы, заткнутые за пояс. Лошади, покрытые накидками, управляются уздечками с тяжёлыми поводьями, сёдла не видны, но стремена показаны почти круглыми, каждое с небольшим шариком снизу. Шпоры очень необычные, прикреплены большими металлическими крыльями, которые закрывают верхнюю часть ноги всадника (нам неизвестен ни один реальный пример шпор такого типа, но некоторые аналоги можно найти на рисунках и гравюрах Альбрехта Дюрера). Защита головы разнообразна и многочисленна, наиболее часто встречается в виде шляп, вероятно, сделанных из чёрного войлока. Как правило, в нижней части и по краям они украшены позолоченными кольцом и плюмажем с металлическим держателем. Также есть каски типа "сахарная голова" с подобным плюмажем, венгерские плоские шляпы с приподнятыми краями, шляпы с большими полями и модные береты. На гусарах нет доспехов, но короткие стёганые жупаны могут обеспечить достаточную защиту. Иногда заметны короткие мантильи с длинными рукавами, которые можно сравнить с национальным венгерским элементом костюма, известным как менте. Некоторые гусарские лошади, наверное, офицерские, украшены бунчуками из конского волоса, привязанными под шеей.

Некоторые настоящие элементы гусарского вооружения и оснащения XVI в. сохранились. Среди них мы нашли набор венгерских щитов в Magyar Nemzete музее в Будапеште и в Государственной коллекции искусства замка Вавель в Кракове (изоб. № 2). На некоторых из них изображена эмблема в виде орлиного крыла, но из иконографических источников очевидно, что они были украшены настоящими орлиными крыльями по традиции, пришедшей из Турции (всадники отборных турецких отрядов, которые назывались "дели", отличались крыльями и шкурами диких животных). Эти дели хорошо изображены в турецких альбомах Николаса Николая (Nicolas Nicolay) (изоб. № 3), который путешествовал в Стамбул в 1551 г., а затем напечатал свои впечатления.

Гусарские доспехи, крылья и шкуры диких животных

Изображение

Изоб № 6. Эскадрон польских гусар на "Стокгольмском свитке", около 1605 г. (Livbrustkammaron, Стокгольм).
В первой половине XVI в. некоторые эскадроны гусар надевали шлемы и доспехи, вероятно, чтобы позволить себе воевать на местах тяжёлых кавалеристов, которые почти полностью исчезли с полей сражений, поскольку устарели. На военных свитках и смотрах того времени (тогда они скрупулезно хранились, так как были основой для компенсации при несчастном случае) самыми важными элементами гусарского вооружения были: шлем, кольчуга, щит и копьё. Сабли, дротики, топоры, луки и колчаны, так же, как и разные виды огнестрельного оружия, стали чаще встречаться во второй половине столетия. После 1550 г. стали упоминаться шкуры леопардов, тигров, медведей и волков, но при их отсутствии гусары теперь носили специальные мантильи на своих плечах. Также с этих времён появляются первые упоминания о больших крыльях из орлиных, журавлиных или страусовых перьев, в последствии раскрашенных в красные, синие или зелёные цвета. В этом отчётливо прослеживаются традиции турецких дели, но форма польских крыльев была необычной: перья вставлялись в ряд в специальные отверстия, просверленные в прямых деревянных досках, которые раскрашивали или покрывали малиновым вельветом и украшали латунью. С помощью специальных металлических стержней, приклёпанных к деревянной основе, крылья удерживались на наспиннике кирасы, на котором были фиксаторы.

Изображение

Изоб № 7. Польский гусар на рисунке в Национальном музее в Познани, начало XVII в.

Если гусару надо было снять крылья или кирасу, он прикреплял крылья к держателям на седле. Гусары без доспеха долгое время встречались в XVI в. и даже позже (изоб. № 4). Эти польские гусары без доспехов, но с одним длинным крылом из страусовых перьев прекрасно изображены на гравюре Стефано делла Белла (Stefano della Bella), который наблюдал польских рыцарей и солдат в компании польских послов в Риме в 1633 и в Париже в 1645 гг. (изоб. № 5). В то время использовались и гусары в доспехе, и гусары без доспеха, но крылья были главной отличительной чертой этого рода войск. Их функция и значение до сих пор точно неизвестны. Есть мнение, что в бою шелест крыльев пугал вражеских лошадей, но очевидно, что шелест даже тысяч крыльев потерялся бы в страшной какофонии войны. Была предпринята попытка объяснить назначение крыльев как защиты против лассо, которые использовали восточные всадники, особенно татары, но этот тезис также не был доказан. На самом деле, единственным предназначением крыльев было создание мощной психологической атаки. Рыцарь с крыльями, закованный в доспехи со шкурой дикого животного, должно быть, выглядел как сверхчеловеческое существо, вызывающее у наблюдателя бурю эмоций - панику, уважение и восхищение. Но в самой битве эти длинные, неуклюжие крылья, намертво прикреплённые к спине всадника, вряд ли были полезны. Мы должны признать, что гусары, скорее всего, не одевали крылья в битву, а то и вовсе носили их только на парадах и церемониях.

Изображение

Изоб № 8. Гусары бьются на копьях: миниатюра начала XVII в. (Архив краковского костёла).


Немного позже середины XVI в. большинство гусаров превратилось в тяжёлые отряды, перегруженные вооружением и оснащением. Стефан Баторий, князь Трансильвнский, который был выбран королём Польши в 1576 г., продолжил дальнейшие изменения. Это был человек выдающегося военного таланта, который провёл серию удачных войн против Москвы и планировал большой поход против турков, но внезапно умер, так и не успев реализовать свои планы. Баторий установил новый образец для гусарской кавалерии, сделав её намного более мобильной и дисциплинированной. Он навсегда уничтожил наследие тяжёлых шлемов, деревянных щитов и больших средневековых сёдел, а взамен представил лёгкие шишаки или специальные железные шляпы, легкие полудоспехи, одеваемые на кольчугу или только усиленные металлическими рукавами. Практичные гусарские сёдла и стремена были во многом восточного стиля со шпорами с выступающими шейками. Копья были укорочены, сабли остались обычным видов вооружения, но появилась дополнительная тяжёлая сабля - палаш, который крепился на седле. Кобуры перед седлом хранили два колесцовых пистолета или короткий колесцовый карабин. Чеканы и буздыганы были любимым оружием офицеров. Длинные флажки на копьях, развивающиеся во время атаки, создавали яркую и ужасную картину в глазах противника.

Гусарский стиль после реформ Батория полностью показан в так называемом Стокгольмском свитке, который сохранился в Livrustkammaren в Стокгольме. Это раскрашенное полотно около 15 метров длиной и 50 см шириной показывает церемониальный въезд короля Жигимонта III Вазы и королевы Констанции в Краков в 1605 г. Позади других военных отрядов два эскадрона гусар в полном облачении и вооружении сопровождают царственную чету (изоб. № 6). У этих гусаров лёгкие шлемы и кирасы с кольчужными рукавами, по одному крылу с чёрными перьями, леопардовые шкуры и узорчатые килимы на плечах, копья с длинными флажками, сабли и палаши, шпоры польского типа, произошедшего от татаро-турецкого стиля. Примерно с тех же времён происходит неплохой портрет гусарского офицера в Национальном музее Познани (изоб. № 7), и миниатюра двух сражающихся гусар без крыльев в Архиве краковского костёла (изоб. № 8).

Изображение

Изоб № 9. Стальной гусарский шлем (шишак), около 1600 г. (Государственная коллекция искусства замка Вавель, Краков).


Изображение

Изоб № 10. Гусарский офицерский шишак, вероятно, изготовленный в Нюрнберге, около 1550 г. (Государственная коллекция искусства замка Вавель, Краков).


Небольшое количество предметов гусарского вооружения конца XVI - начала XVII вв. можно найти в польских коллекциях. Несколько шлемов без сомнения местного происхождения сохранилось в Музее польской армии в Варшаве, в Государственной коллекции искусства замка Вавель в Кракове и в оружейной замка Мальборк (изоб. № 9). Типичный шлем состоит из купола, сделанного из двух половинок, ничем не отличающегося от шлема типа "капалин" или "железная шляпа", популярного в Средние века, но с приделанным плоским козырьком, подвижными наносником, защитой ушей и затылка. На наушниках прорезаны сердечки. Множество таких гусарских шлемов было найдено под Вистулой перед Первой мировой войной. Не смотря на коррозию, форма этих шлемов понятна: они похожи, вероятно, сделаны в одной и той же мастерской для гусарского эскадрона. Шлемы офицеров были обычно более сложными, в то время их обычно привозили из-за границы. Невероятно, но в XVI в. мода на гусар также существовала в Венгрии и в Австрии. Украшенные шишаки в основном производились в Южной Германии, особенно в Нюрнберге. В оружейной Государственной коллекции искусств замка Вавель в Кракове мы нашли два таких шлема, один из них, роскошно позолоченный и украшенный полудрагоценными камнями, ранее принадлежал семье Тышкевичей (изоб. № 10) и датируется около 1550 г. Другой сделан по венгерско-турецкой моде с характерными для Ренессанса мотиввми травления, датируется 1561 г. и ранее принадлежал Радзивиллам. Большое количество гусарских кирас конца XVI в. сохранилось в старом арсенале Граца в Австрии, но также есть хорошие образцы в музеях Варшавы, Кракова и Корника. Их форма произошла от итальянского полудоспеха, называемого "anima", сделанного полностью из горизонтальных пластинок, соединённых вместе системой заклёпок и кожаных ремешков. Такие доспехи были популярны около 1530 г., особенно на флоте.

Изображение

Изоб № 11. Гусарский нагрудник в венгерском стиле, конец XVI в. (Музей в Комике).

Изображение

Изоб № 12. Польское гусарское седло, около 1600 г. (Livrustkammaren, Стокгольм).

Гусарская кираса венгерско-австрийского типа состоит из нагрудника, наспинника и ожерелья, одеваемого на них. Польские образцы иногда украшены (но, вероятно, позже) латунными розетками или маленькими вазами (изоб. № 11). Кольчуги или кольчужные рукава, которые носили с такими кирасами, состояли из склёпанных железных колец. Поскольку техника создания кольчуг изменялась очень медленно, невозможно отличить вещи конца XVI в. от вещей, созданных на сто лет позднее.

Польские гусарские сёдла восточного типа местного производства глубокие, чтобы дать хорошую опору для спины всадника, особенно в момент копейной атаки. Обычно они покрыты вышитой кожей или вельветом, луки сёдел отделаны латунью или серебром, а стремена, в основном так называемого "польского" типа, сильно подвержены влиянию татарского и турецкого стилей. Лучшие образцы сейчас находятся в Livrustkammaren в Стокгольме и в Оружейной палате Московского Кремля (изоб. № 12). В коллекции Чарторийских Национального музея Кракова мы нашли несколько интересных гусарских шпор из лужёного железа с латунными накладками, типичные своими чрезмерно длинными шейками со звёздочками. В Польше есть достаточно большая коллекция венгерско-польских сабель конца XVI - начала XVII вв., которые использовались как гусарами, так и пехотой (изоб. № 13). У кавалерийских сабель всегда более длинные клинки, достигающие 80-85 см. Клинки этих сабель делались в Венгрии и в Польше, но лучшие были из Штирии и Италии, в основном из Генуи. Они достаточно большие, большинство имеет несколько долов и выдающиеся елмани. У их рукояток длинные железные рюши, а сами они покрыты чёрной кожей. Такие же и ножны, которые украшены железными и латунными накладками, иногда с прорезными сердечками, очевидно, любимым узором гусар.

Основные моменты развития польских гусар
Золотой век длился с приблизительно 1630 г. до середины XVIII в. В многочисленных битвах XVII в. гусары играли решающую роль в победе, как, например, в Вене в 1683 г.

Изображение

Изоб № 13. Венгерско-польского типа,около 1600 г. (Национальный музей, Краков).


Во времена правления короля Владислава IV (1632-1648 гг.), чьи военные реформы имели важное значение, был сформирован национальный тип гусарского доспеха. Это было прекрасное творение польского дизайна и доспешного мастерства (изоб. № 14, 15, 16). Единый по форме и украшениям, доспех состоял из шишака, нагрудника и наспинника (иногда только из нагрудника), пары наплечей и пары наручей. Очень редко длинные ташки из пластинок прикреплялись к нагруднику. У полусферического купола шишака был приклёпанный козырёк, через который проходил подвижный наносник в форме листа около носа и крепящийся винтом-барашком. Наушники были подвижными, они приклёпывались на коже и часто перфорировались сердечками. Назатыльник в форме рачьего хвоста из нескольких пластин приклёпывался к затылку. Купола с достаточно высоким гребнем в стиле западных мориньонов и бургиньотов также использовались достаточно часто. В конце XVII в. вошли в моду купола слегка конической формы, их поверхность прочеканена глубокими гофрами, иногда украшена растительными мотивами и латунными розетками, наушники уже не перфорированы, но украшены гротескными бронзовыми масками (изоб. № 17). В первой половине XVIII в. гусарский шлем обычно делался из чернёного железа с металлическими крыльями, приклёпанными по бокам купола (изоб. № 18). Нагрудник, основа любого доспеха, делался из светлой стали толщиной 3-5 мм и состоял из большой верхней пластины с центральным ребром и нижней части из трёх или пяти пластин или накладок, изнутри приклёпанных к кожаным ремешкам (изоб. № 16). Наспинник из того же количества пластин крепился к нагруднику ремешками с пряжками. Если использовался только нагрудник, то он крепился перекрещивающимися на спине ремнями с металлической накладкой посередине. Ожерелье также состояло из двух пластин, поворачивалось на левом плече и фиксировалось на правом с помощью штифта и скважиноподобного выреза. В отличие от венгерского оно одевалось сверху. Каждый наплечник состоял из сферической пластины, покрывающей плечо и имеющей спереди одно или несколько маленьких крылышек, защищающих подмышку. Пластина заканчивалась рядом мелких плвстин, из которых наименьшая была обрезана S-образно для защиты локтя. Наручи были отдельными деталями, полностью в восточном стиле, похожие на аналогичные образцы из Турции, Персии или Индии. Они выгнуты по форме руки и стоят из двух частей, соединённых ремешком с пряжкой. Ташки, которые, как уже было замечено, использовались редко, делались из нескольких пластин в обычном для западных кирасирских доспехов стиле.

Изображение

Изоб. № 14. Гусарский доспех и снаряжение около 1640 г. (Музей польской армии, Варшава).

Изображение

Изоб. № 15. Доспех крылатого гусара конца XVII в. (Государственная коллекция искусства замка Вавель, Краков).

Изображение

Изоб. № 16. Гусарский нагрудник, около 1640 г. (Государственная коллекция искусства замка Вавель, Краков).

По своей сущности доспех был очень эффективный и функциональный. Его вес редко когда превышал 15 кг, нагрудник был пуленепробиваемый, все части хорошо подходили к телу (их подгоняли по меркам), и в битве ничто не мешало движениям всадника. В сравнении с доспехами из основных центров производства - Милана, Нюрнберга, Аугсбурга и Гринвича - гусарский доспех был проще, если не сказать грубее, но тем не менее он обладал высокими декоративными качествами: сочетание фольклора и восточных мотивов быстро подбиралось и производилось мастерами, большая часть из которых, вероятно, были деревенскими кузнецами. Латунь была основным материалом для украшения, удачно сочетавшимся с полированной сталью - комбинация, имеющая долгую средневековую традицию. Края пластин отделывались латунью, часто прочеканенной маленькими узорами. Шляпки заклёпок надрезались на части или розетками. Наиболее характерными были эмблемы из литой бронзы и латуни на нагруднике и иногда на ожерелье. Как правило, это был "рыцарский крест", символ дворянства (крест из четырёх равных ветвей, вписанный в квадрат или круг). Иногда это был медальон с изображением Пресвятой Девы Марии, стоящей на полумесяце, увековечивающий первый польский орден под патронажем Девы Марии (предложенный королём, но отвергнутый Сеймом, поскольку много дворян ненавидели любую различие, которое могло нарушить их равенство). Польский орден Белого орла был, наконец, основан в 1705 г. королём Августом Сильным, и его эмблема, отлитая из латуни, - крест с девизом Pro Fide Lege et Rege - иногда появлялась на нагрудниках кирас.

Изображение

Изоб № 17. Гусарский шишак начала XVIII в. (Музей польской армии, Варшава).

Изображение

Изоб № 18. Крылатый шлем в гусарском стиле начала XVIII в. (Музей польской армии, Варшава).

В XVIII в. стиль доспеха изменился. Его форма округлилась, но края пластин стали проще и прямее, не такие длинные и узорчатые, как раньше. Отделка краёв прочеканенной латунью более не использовалась, но большие латунные маски украшали наплечники, а нагрудники и ожерелья несли на себе королевские монограммы или рыцарские кресты. Плюмажи на шлемах, крылья и шкуры диких животных были всё ещё популярны, особенно когда в XVIII в. гусары медленно, но неизбежно превращались во всё более церемониальный род войск. Некоторые комплекты доспехов с одним или двумя крыльями конца XVII - начала XVIII вв. сохранились в польских коллекциях. Их досчатые части крыльев прямые с изогнутым верхом, только доспех в Вавель имеет пару крыльев S-образной формы (изоб. № 15). Позже деревянные части покрывались вельветом и отделывались латунью. С помощью специальных стержней они прикреплялись к держателям на наспиннике, позволялся небольшой горизонтальный ход. Ни одна из настоящих шкур XVII и XVIII вв. не сохранилась, но мы знаем, что они были с подкладкой, в основном из малинового шёлка, и украшены замками из драгоценных металлов.

Описанные и показанные здесь доспехи служили исключительно дворянству, которое формировало элиту гусарских эскадронов. Каждый дворянин брал с собой группу всадников, которые находились под его непосредственным командованием и сражались вместе с ним в бою. В основном это были молодые крестьяне, вооружённые на гусарский манер, но намного проще. Эти гусары низшего звания часто использовали шлемы, называемые "голландские банки" ("Dutch pots"), которые являлись западной версией обычного шишака, без орнаментов и рыцарских эмблем. Обычно их чернили, чтобы защитить от ржавчины.

Изображение

Изоб № 19. Гусарская сабля начала XVIII в. (Музей польской армии, Варшава).

Копья оставались наиболее значимым оружием гусар. Некоторые из них конца XVII - XVIII вв. сохранились в польских музеях. Их обычная длина достигала 5 м. Они делались из двух еловых половинок, выдолбленных и склеенных вместе. Руку защищал только деревянный шар посередине копья. Они раскрашены золотыми перьями по красному фону. Железные наконечники достаточно маленькие, около 10 см, имеют гофрированную форму и прикреплялись к древку металлическими лангетами. Девять настоящих гусарских флажков из шёлка сохранились в Музее польской армии в Варшаве. Два из них треугольной формы конца XVII в.имеют длину 390 см и ширину 71 см около древка. Они состоят из двух частей, малиновой и белой, украшенных рыцарским крестом. Остальные семь достаточно длинные, из одного малинового поля с рыцарским крестом между двумя перекрещивающимися саблями и двумя змеями. Из иконографических источников мы знаем, что также использовались и другие цвета: зелёный и красный, синий и зелёный, чёрный и белый, жёлтый и белый, а иногда шахматный или зигзагообразный орнамент. С учётом частичного выдалбливания вес копий редко превышал 3 кг, и они были легкоуправляемыми, особенно из-за наличия специальной кожаной трубки, привязанной на ремне к седлу, куда вставлялось копьё. Когда гусар атаковал в галопе, он мог проткнуть вооружённого врага, но копьё обычно ломалось. Далее в битве гусар использовал палаш либо саблю.

Изображение

Изоб № 20 .Рукоятка гусарской сабли с кольцом для большого пальца, конец XVII в. (Национальный музей, Краков).

Специальная разновидность польской гусарской сабли была изобретена во второй половине XVII в. (изоб. № 19 и № 20) и вытеснила из обращения венгерско-польские сабли, которые доминировали до этого времени. Гусарская сабля была универсальной, сконструированной для прямых, замашных и дугообразных ударов от плеча и локтя. Клинок длиной от 82 до 87 см и одинаковой ширины почти по всей длине был двухсторонним. Большинство клинков производилось в Польше. Но настоящая заслуга гусарской сабли - в рукоятке, которая имела рюши, исходящие из гарды, и кольцо для большого пальца, приклёпанное ко внутренней лангете. Сама рукоять была покрыта акульей шкурой или кожей и обтянута стальной или серебряной проволокой, яблоко было миндалевидной формы. Самой важной частью этой рукоятки было кольцо для большого пальца. Давление, развиваемое большим пальцем, гарантировало быстрый и эффективный удар. Иногда гусарские сабли называли "чёрные сабли", потому что рукоятки и ножны были покрыты чёрной кожей. Тяжёлые палаши с длинными клинками обычно прикреплялись к седлу. Гусары всегда держали огнестрельное оружие наготове. В разные времена, хотя и ненадолго, карабины заменяли гусарские копья, но это практически приравнивало их к конным аркебузьерам западного образца и долго не продержалось. Офицеры ходили в бой без шлемов, чтобы показать свою храбрость и быть всё время легкоузнаваемыми для своих подчинённых. Кроме сабли или палаша их любимым оружием был буздыган, иногда с остриём, или чекан. Вместе с сёдлами и держателями местного производства также использовались многочисленные трофейные сёдла восточного производства: турецкие, персидские, татарские и черкесские изделия пользовались спросом. Эти изделия также делались и в Польше, в основном армянами, которые успешно имитировали восточные образцы. Работа ювелиров, вышивка, дорогие сорта кожи и тканей также широко использовались. Лошади покрывались роскошными парадными попонами, а бунчуки украшали их шеи.

В долгие времена перемирия XVIII в. в Польше роль гусарской кавалерии стала всё более сводится к обслуживанию церемоний, таких как королевские въезды, коронации, свадьбы и похороны. Гусары всегда поднимали волны энтузиазма и восхищения, также усиливаемые Дж. Китовичем (J. Kitowicz) - выдающимся писателем того времени: "Было на что посмотреть, когда на параде проходил гусарский эскадрон! Ни один монарх в мире не имел ничего подобного".

В последнее время польские художники и писатели заново открыли гусарские легенды, традиции и историю. Гусары всё ещё живы в понимании национального наследия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB